Тайны народной сказки

Лукацкая Евгения  Гончарова Валерия

Сценарий

ТЕМА:     «Тайны народной сказки»

5 – 6 классы

Цель – дать представление об исторических и фольклорных истоках русской народной сказки

 

Ресурсы:

1) учебник 5 класс, под редакцией В.И. Коровина, Москва, Просвещение

2) доска МЭШ

3) видеоролик сказка «Крошечка – Хаврошечка» (студия «Пилот»)

4) В.Я. Пропп «Истоки волшебной сказки»

  1. 2. Ход урока

1.Просмотр мультфильма «Крошечка-Хаврошечка»

2.Обсуждение

 

На партах текст сказки

Текст сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Русская народная сказка.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

— Спи, глазок, спи глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.

Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:

— Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка поет:

— Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.

Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову!

Старик и так и сяк:

— Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

А коровушка ей отвечает:

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

            Вопросы:

  1. Определите тему сказки
  2. Какой вид сказки? (волшебная, бытовая, о животных)
  3. Какие фольклорные традиции отражены в сказке?
  4. Подберите 5 – 6 эпитетов, характеризующих главную героиню
  5. Какие обряды присутствуют в сказке, по – вашему?
  6. Найдите черты, свойственные   русской народной сказке
  7. Вспомните сказки, в которых присутствует число 3,
  8. Вспомните сказки, в которых речь идёт о сироте
  9. Каких вы знаете животных, помогающих главному герою (героине)
  10. Сравните видеоотрывок и текст сказки:

-  совпадает ли сюжет

- как показано превращение Хаврошечки?

- найдите отрывок в тексте

- какими словами описывается душевное состояние Хаврошечки?

-  как передаётся это в мультфильме?

-  если бы вы придумали сказку, то кто помогал бы Крошечке?

 

 

  1. Народные обряды в народных сказках

Ян САЯХОВ. Традиции в сказках моего народа.

Все люди любят сказки! Мамы и папы рассказывают их своим детям, бабушки и дедушки - внукам. С помощью сказки «маленький человек» входит во взрослый мир, учится добру и любви, милосердию и дружбе, смелости и ответственности. Сказки передаются из поколения в поколение. Рассказывали их простые трудовые люди: пастухи, стерегущие стада, рыбаки, занятые починкой своих сетей; няньки, окруженные детьми, бывалые люди - солдаты, охотники, моряки... Одни сказки родились в деревнях, на просторах широких полей и густых лесов, другие - в солнечных горных селениях Кавказа, третьи - под низким, хмурым северным небом, в тайге и тундре, на берегах Ледовитого океана. Чудесный, необычайный мир раскрывается в народных сказках.

 

Многим нравится волшебство сказок, чудесные превращения, другие любят сказки за то, что в них всегда добро побеждает зло, третьи могут представить себя сильными и смелыми, как герои сказок. И везде эти удивительные помощники героев! Скатерть-самобранка, волшебный горшочек могут накормить и одного человека и весь мир! Сапоги-скороходы и ковер-самолет перенесут тебя в любое царство - тридевятое государство! Меч-кладенец может избавить добрых людей от любого зла.

 

Я тоже очень люблю сказки! Из них я узнаю, как жили мои предки, какие у них были обычаи и традиции, во что они верили, как справлялись с трудностями.

 

Передо мной стоит задача - рассказать о традициях в сказках моего народа. И тут же возникает вопрос: кто же мой народ?

 

Хочу начать с русских сказок, которые в детстве мне рассказывала моя мама. В них народ рассказывает о том, к чему он стремился, о чем думал, о чем мечтал, о своих традициях.

 

Русский народ всегда верил в Бога. Эта вера помогала родителям расставаться со своими детьми, провожать их в трудный путь. Детей благословляли, чтобы Бог уберег их от несчастий. И дети не могли покинуть родительский дом без родительского благословения. Этот прекрасный обычай помогал им преодолевать трудности. В сказке «Три царства - медное, золотое, серебряное» рассказывается о том, как «жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына - царевича. Стряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю больший сын: «Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку». Или: «Ну, братцы, - говорит Иван-Царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери. Опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка». Этот ритуал помогает Ивану-Царевичу, придает ему веру в себя, делает неуязвимым. И моя мама, когда провожает меня, всегда благословляет.

 

Добрым знаком является благословение родителей для молодых, создающих семью. В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина царь Гвидон, умоляя свою мать разрешить ему жениться на Царевне-лебеди, говорит: «Просим оба разрешенья, / Твоего благословенья: / Ты детей благослови / Жить в совете и любви». И дальше: «Над главою их покорной / Мать иконой чудотворной / Слезы льет и говорит: «Бог вас, дети, наградит». «Коли люб ты дочери, я ее не унимаю - пусть с богом идет!» - говорит отец жениху, который пришел свататься.

 

В обычае русских людей - посещать по воскресеньям церковь. Например, в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» отец с дочерями собирается к заутрене - утреннему богослужению в церкви.

 

Вера в Бога помогает героям сказок преодолевать трудности, смотреть в будущее с верой и надеждой. В сказке «Вещий сон» названный брат советует опечаленному Ивану-Царевичу: «Молись-ка Богу да ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим».

 

Русские почитают родителей, уважают их память. В сказке «Сивка-Бурка» только младший брат Иван-дурак выполнил наказ отца ходить к нему на могилу, и за это был награжден счастьем и богатством.

 

Все знают, что русский народ очень гостеприимный, славится хлебосольством. Стрелец - главный герой сказки «Жар-птица и Василиса-Царевна» - говорит: «Здравствуй, Василиса-царевна! Милости просим хлеба-соли откушать».

 

Гостеприимство надо уважать и откликаться на него. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, только отведав пирожка из печки, съев киселя из молочной реки и золотое яблоко дикой яблони, получила от них помощь в спасении брата.

 

В русских сказках встречаются традиции, связанные со свадебными обрядами. Например, испытание жениха загадками перед сватовством в сказке «Вещий сон»:

«- А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?

- Да хочу, Елена Прекрасная, за тебя посвататься; пойдешь ли за меня замуж?

- Пожалуй, я согласна; только выполни наперед три задачи. Если выполнишь - буду твоя, нет - готовь свою голову под острый топор».

Испытание невесткам: испечь пирог, соткать ковер, самим приехать во дворец во всей красе. Это особенно хорошо описано в сказке «Царевна-лягушка».

Замечательно описываются русские традиции и обычаи в сказках русских писателей и поэтов. Например, царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», войдя в терем богатыря, сначала «засветила Богу свечку, затопила жарко печку, на полати взобралась и тихонько улеглась...». Царевна не испугалась незнакомого дома и богатырей, потому что в красном углу увидела святые иконы. А верующие люди не способны совершить зло.

Обычай одаривать хлебом странников, нищих также отображен в этой сказке. Царевна выносит хлеб нищей чернице, чем выказывает свою доброту и милосердие, которое является одним из самых драгоценных качеств русской души.

Но не только в русских сказках интересно рассказывается о народе и его обычаях.

С большой любовью рассказывают татарские и башкирские сказки о героях-богатырях, храбрых воинах и егетах - добрых молодцах. Они защищают родную землю от насильников-захватчиков, грабящих и разоряющих мирных людей. Они сильные, метко стреляют из лука. Конь - их верный помощник. Есть у башкир крылатый конь Тулпар, богатырский конь Акбузат. Конь батыра делит с героем горе и радость, дает мудрые советы, выручает из беды. В сказке «Урал-Батыр» Акбузат говорит Урал-Батыру человеческим голосом: «Возьми три волоска из моей гривы, буду нужен - подпалишь их, я к тебе тут же явлюсь».

Героям татарских и башкирских сказок помогают животные, птицы и растения, они разговаривают с человеком, спасают от преследователей. С ненавистью и презрением рассказывается в сказках о врагах трудового народа, готовых пойти на любой обман ради корысти. Они жестоки, жадны и глупы (например, Хан из башкирской сказки «Рогатый хан»). В сказках прославляется трудовое мастерство, знание, с уважением и любовью рассказывается о тех, кто в совершенстве владеет своим ремеслом - кузнецах, ткачах, сапожниках, портных.

В башкирской сказке «Сапожник» описан обычай - одаривать бедных деньгами: «Сапожник с братом устроили большой пир. Когда пир был в разгаре, явились трое нищих. Гости-купцы стали раздавать им деньги» (по-татарски «хаир»).

В башкирских сказках рассказывается о тяжелой жизни бедняков, сирот, падчериц. В них высмеивают богачей за их жадность и подлость («Жадный богач»), осуждают тех, кто бросает товарища в беде («Охотник Юлдыбай»), призывают к труду - нужно знать какое-нибудь ремесло и тогда не пропадешь («Аминбек»), учат ценить и уважать старых людей: старики знают жизнь и могут помочь своим богатым опытом («Мудрый старик и глупый царь»).

 

Башкиры так же, как и русские, гостеприимный и приветливый народ. Об этом говорится в сказках. «Айдук, айдук» (проходи, проходи), - читаем мы в сказке «Ерэнсе-сэсэн и хан». - Милости прошу, заходи в дом. Завел в дом, посадил на почетное место». В другой сказке: «Девушка вышла на стук, поздоровалась, помогла путнику с коня сойти, коня привязала, а гостя в землянку пригласила, поесть ему выставила». Здесь мы видим внимание не только к гостю, но и к коню гостя, так как конь у башкир не отделим от их жизни.

 

В сказке «Таз и дубинка Халмур» читаем, что перед угощением к каждому гостю подходят с кумганом, тазом и полотенцем, «чтобы люди помыли и вытерли руки» - таков был обычай. Каждому в рот хозяин вкладывал по большому кругу казы (казы - колбаса, приготовленная из цельной полосы конского сала и мяса), - у башкир это считалось выражением высокого уважения к гостям.

 

Обычаи башкирского народа и особенности его жизни раскрываются в названиях предметов, которые помогают героям. Это и волшебный сундук: откроешь - бесчисленные войска выходят. Гребенка: бросишь назад - дремучий лес вырастает. Зеркальце: бросишь - озеро безбрежное и бездонное образуется. Кошма (покрывало) - самолет. Медная уздечка: звякнешь - чудесный конь появляется. Это и чекмень: наденешь - стрелы не ранят.

 

В сказках отражается обычай башкир обращаться к близким людям не только по имени, но и по-родственному: агай, апай (старший брат, сестра), иняй (почтительное обращение к старухе, бабушке), хылыу - сестричка-красавица, (обращение к девушке). Встречаем мы в сказках и курай - музыкальный инструмент.

 

В сказках ценится юмор, находчивость, остроумие героев. Ехал царь со своим сыном Абдулом и говорит ему: «Скучно что-то стало. Сделай дорогу короче». Сын сошел с коня и стал копать дорогу. Над ним посмеялись и дали срок до утра. Вот чему научила его жена Магфура: «Завтра ты скажи отцу так: чтобы укоротить скучную дорогу, надо со своим спутником вести разговоры. Если спутник ученый человек, надо рассказать ему, какие есть города в государстве, какие были сражения и какие полководцы в них отличились. А если спутник простой человек, то надо ему рассказывать о разных ремеслах, об искусных мастерах. Тогда всякому дальняя дорога будет казаться короткой».

 

Много у башкир сказок о животных. Вот сказка «Добром за добро»: «Попросила змея вытащить ее из-под большого камня. «Я освобожу тебя, а ты меня ужалишь», - сказал дровосек. «Нет, не только тебя, но никого из рода людского не трону», - умоляет змея. А когда ее вытащил человек, она обвила ему шею и говорит: «На добро злом отвечают!». Но вот встретили они лису. Выслушав человека, лиса сказала змее: «Коль не знаешь, что на добро отвечают добром - лежи здесь, пока не сдохнешь и не высохнешь». Лиса помогла человеку, и хвост ее стал пышным.

 

Прочитав много сказок, русских, татарских, башкирских, я понял, что в них отражена жизнь народа, его национальные особенности, традиции. Но в то же время сказки разных народов очень похожи. Наверное, потому, что люди независимо от национальности стремятся к добру, милосердию, любви. Когда я писал свое эссе, я понял, что мой народ - это и русские, и татары, и башкиры. Мой народ - это все человечество.

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка«Пепелюга» (Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians,Pepelyuga):

Корова помогает Марре (сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та,предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.

Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.

 

  1. Игра – викторина

За каждый верный ответ – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов

 

60 карточек

30 вопросов:

 

  1. С какого века известно слово сказка?
    2. От какого слова происходят слова байка и басень?
  2. На какие три вида делятся народные сказки?
    4. Что лежит в основе сказок волшебного типа?
    5. Влияла ли форма социальной жизни на сказку?
    6. Чаще всего сказка включала обряд в чистом виде или переосмысляла его?
    7. Был ли обряд закапывать кости?
    8. Кто часто дарит помощника главному герою?
    9. С чем была раньше связана Баба-Яга?
    10. Кто имеет образ помощника в христианской церкви?
  3. Что входило в обряд посвящения?
    12. Чаще всего волшебным предметом была вещь полученная от… 13. С чем принято считать связано появление змееборства?
  4. Самые часто встречающиеся способности полученные от змея, это?
  5. Где находится тридесятое царство?
    16. Что появляется в сказке, когда появляется феодальный строй?
  6. Почему в сказках большинство волшебных предметов или помощников имеют золотой окрас?
    18. Почему Яге всегда неприятен запах героя? (Крылатые фразы: «Фу-фу, русским духом пахнет!»)
  7. Происходят – ли какие – то кардинальные изменения в форме борьбы со змеями с приходом классового общества?
    20. Чем вызваны изменения в представление змееборства в сказках?
  8. Когда процесс изменений в змееборстве закончился?
  9. Существовал ли «Змей-Горыныч»/дракон у первобытных народов?
    23. Какие два основных животных можно увидеть в «Змей-Горыныче»/драконе?
    24. Вместе с кем приблизительно одновременно появляется «Змей-Горыныч»/дракон?
    25. Что пытались отобразить с помощью многоногости, многокрылости, многоголовости и тд?
    26. Отражает-ли сказка почти все этапы развития змееборства?
    27. Какие три типа Яги существуют в сказке?
    28. Почему нельзя просто войти в избушку на курьих ножках, а надо с помощью заклинания повернуть к себе передом?
    29. Кем является Баба-Яга?
    30. Был ли обряд кидать серые камешки в воду в начале весны для плодородного года?

 

  1. Итоговая часть.

Результаты игры. Подведение итогов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Какое время года самое тёплое? (пишите маленькими буквами)

Яндекс.Метрика