Тайны народной сказки

Лукацкая Евгения  Гончарова Валерия

Сценарий

ТЕМА:     «Тайны народной сказки»

5 – 6 классы

Цель – дать представление об исторических и фольклорных истоках русской народной сказки

 

Ресурсы:

1) учебник 5 класс, под редакцией В.И. Коровина, Москва, Просвещение

2) доска МЭШ

3) видеоролик сказка «Крошечка – Хаврошечка» (студия «Пилот»)

4) В.Я. Пропп «Истоки волшебной сказки»

  1. 2. Ход урока

1.Просмотр мультфильма «Крошечка-Хаврошечка»

2.Обсуждение

 

На партах текст сказки

Текст сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Русская народная сказка.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

— Спи, глазок, спи глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.

Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:

— Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка поет:

— Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.

Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову!

Старик и так и сяк:

— Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

А коровушка ей отвечает:

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

            Вопросы:

  1. Определите тему сказки
  2. Какой вид сказки? (волшебная, бытовая, о животных)
  3. Какие фольклорные традиции отражены в сказке?
  4. Подберите 5 – 6 эпитетов, характеризующих главную героиню
  5. Какие обряды присутствуют в сказке, по – вашему?
  6. Найдите черты, свойственные   русской народной сказке
  7. Вспомните сказки, в которых присутствует число 3,
  8. Вспомните сказки, в которых речь идёт о сироте
  9. Каких вы знаете животных, помогающих главному герою (героине)
  10. Сравните видеоотрывок и текст сказки:

—  совпадает ли сюжет

— как показано превращение Хаврошечки?

— найдите отрывок в тексте

— какими словами описывается душевное состояние Хаврошечки?

—  как передаётся это в мультфильме?

—  если бы вы придумали сказку, то кто помогал бы Крошечке?

 

 

  1. Народные обряды в народных сказках

Ян САЯХОВ. Традиции в сказках моего народа.

Все люди любят сказки! Мамы и папы рассказывают их своим детям, бабушки и дедушки — внукам. С помощью сказки «маленький человек» входит во взрослый мир, учится добру и любви, милосердию и дружбе, смелости и ответственности. Сказки передаются из поколения в поколение. Рассказывали их простые трудовые люди: пастухи, стерегущие стада, рыбаки, занятые починкой своих сетей; няньки, окруженные детьми, бывалые люди — солдаты, охотники, моряки… Одни сказки родились в деревнях, на просторах широких полей и густых лесов, другие — в солнечных горных селениях Кавказа, третьи — под низким, хмурым северным небом, в тайге и тундре, на берегах Ледовитого океана. Чудесный, необычайный мир раскрывается в народных сказках.

 

Многим нравится волшебство сказок, чудесные превращения, другие любят сказки за то, что в них всегда добро побеждает зло, третьи могут представить себя сильными и смелыми, как герои сказок. И везде эти удивительные помощники героев! Скатерть-самобранка, волшебный горшочек могут накормить и одного человека и весь мир! Сапоги-скороходы и ковер-самолет перенесут тебя в любое царство — тридевятое государство! Меч-кладенец может избавить добрых людей от любого зла.

 

Я тоже очень люблю сказки! Из них я узнаю, как жили мои предки, какие у них были обычаи и традиции, во что они верили, как справлялись с трудностями.

 

Передо мной стоит задача — рассказать о традициях в сказках моего народа. И тут же возникает вопрос: кто же мой народ?

 

Хочу начать с русских сказок, которые в детстве мне рассказывала моя мама. В них народ рассказывает о том, к чему он стремился, о чем думал, о чем мечтал, о своих традициях.

 

Русский народ всегда верил в Бога. Эта вера помогала родителям расставаться со своими детьми, провожать их в трудный путь. Детей благословляли, чтобы Бог уберег их от несчастий. И дети не могли покинуть родительский дом без родительского благословения. Этот прекрасный обычай помогал им преодолевать трудности. В сказке «Три царства — медное, золотое, серебряное» рассказывается о том, как «жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына — царевича. Стряслась беда немалая — утащил царицу нечистый дух. Говорит царю больший сын: «Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку». Или: «Ну, братцы, — говорит Иван-Царевич, — благословите меня вместо отца, вместо матери. Опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка». Этот ритуал помогает Ивану-Царевичу, придает ему веру в себя, делает неуязвимым. И моя мама, когда провожает меня, всегда благословляет.

 

Добрым знаком является благословение родителей для молодых, создающих семью. В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина царь Гвидон, умоляя свою мать разрешить ему жениться на Царевне-лебеди, говорит: «Просим оба разрешенья, / Твоего благословенья: / Ты детей благослови / Жить в совете и любви». И дальше: «Над главою их покорной / Мать иконой чудотворной / Слезы льет и говорит: «Бог вас, дети, наградит». «Коли люб ты дочери, я ее не унимаю — пусть с богом идет!» — говорит отец жениху, который пришел свататься.

 

В обычае русских людей — посещать по воскресеньям церковь. Например, в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» отец с дочерями собирается к заутрене — утреннему богослужению в церкви.

 

Вера в Бога помогает героям сказок преодолевать трудности, смотреть в будущее с верой и надеждой. В сказке «Вещий сон» названный брат советует опечаленному Ивану-Царевичу: «Молись-ка Богу да ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим».

 

Русские почитают родителей, уважают их память. В сказке «Сивка-Бурка» только младший брат Иван-дурак выполнил наказ отца ходить к нему на могилу, и за это был награжден счастьем и богатством.

 

Все знают, что русский народ очень гостеприимный, славится хлебосольством. Стрелец — главный герой сказки «Жар-птица и Василиса-Царевна» — говорит: «Здравствуй, Василиса-царевна! Милости просим хлеба-соли откушать».

 

Гостеприимство надо уважать и откликаться на него. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, только отведав пирожка из печки, съев киселя из молочной реки и золотое яблоко дикой яблони, получила от них помощь в спасении брата.

 

В русских сказках встречаются традиции, связанные со свадебными обрядами. Например, испытание жениха загадками перед сватовством в сказке «Вещий сон»:

«- А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?

— Да хочу, Елена Прекрасная, за тебя посвататься; пойдешь ли за меня замуж?

— Пожалуй, я согласна; только выполни наперед три задачи. Если выполнишь — буду твоя, нет — готовь свою голову под острый топор».

Испытание невесткам: испечь пирог, соткать ковер, самим приехать во дворец во всей красе. Это особенно хорошо описано в сказке «Царевна-лягушка».

Замечательно описываются русские традиции и обычаи в сказках русских писателей и поэтов. Например, царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», войдя в терем богатыря, сначала «засветила Богу свечку, затопила жарко печку, на полати взобралась и тихонько улеглась…». Царевна не испугалась незнакомого дома и богатырей, потому что в красном углу увидела святые иконы. А верующие люди не способны совершить зло.

Обычай одаривать хлебом странников, нищих также отображен в этой сказке. Царевна выносит хлеб нищей чернице, чем выказывает свою доброту и милосердие, которое является одним из самых драгоценных качеств русской души.

Но не только в русских сказках интересно рассказывается о народе и его обычаях.

С большой любовью рассказывают татарские и башкирские сказки о героях-богатырях, храбрых воинах и егетах — добрых молодцах. Они защищают родную землю от насильников-захватчиков, грабящих и разоряющих мирных людей. Они сильные, метко стреляют из лука. Конь — их верный помощник. Есть у башкир крылатый конь Тулпар, богатырский конь Акбузат. Конь батыра делит с героем горе и радость, дает мудрые советы, выручает из беды. В сказке «Урал-Батыр» Акбузат говорит Урал-Батыру человеческим голосом: «Возьми три волоска из моей гривы, буду нужен — подпалишь их, я к тебе тут же явлюсь».

Героям татарских и башкирских сказок помогают животные, птицы и растения, они разговаривают с человеком, спасают от преследователей. С ненавистью и презрением рассказывается в сказках о врагах трудового народа, готовых пойти на любой обман ради корысти. Они жестоки, жадны и глупы (например, Хан из башкирской сказки «Рогатый хан»). В сказках прославляется трудовое мастерство, знание, с уважением и любовью рассказывается о тех, кто в совершенстве владеет своим ремеслом — кузнецах, ткачах, сапожниках, портных.

В башкирской сказке «Сапожник» описан обычай — одаривать бедных деньгами: «Сапожник с братом устроили большой пир. Когда пир был в разгаре, явились трое нищих. Гости-купцы стали раздавать им деньги» (по-татарски «хаир»).

В башкирских сказках рассказывается о тяжелой жизни бедняков, сирот, падчериц. В них высмеивают богачей за их жадность и подлость («Жадный богач»), осуждают тех, кто бросает товарища в беде («Охотник Юлдыбай»), призывают к труду — нужно знать какое-нибудь ремесло и тогда не пропадешь («Аминбек»), учат ценить и уважать старых людей: старики знают жизнь и могут помочь своим богатым опытом («Мудрый старик и глупый царь»).

 

Башкиры так же, как и русские, гостеприимный и приветливый народ. Об этом говорится в сказках. «Айдук, айдук» (проходи, проходи), — читаем мы в сказке «Ерэнсе-сэсэн и хан». — Милости прошу, заходи в дом. Завел в дом, посадил на почетное место». В другой сказке: «Девушка вышла на стук, поздоровалась, помогла путнику с коня сойти, коня привязала, а гостя в землянку пригласила, поесть ему выставила». Здесь мы видим внимание не только к гостю, но и к коню гостя, так как конь у башкир не отделим от их жизни.

 

В сказке «Таз и дубинка Халмур» читаем, что перед угощением к каждому гостю подходят с кумганом, тазом и полотенцем, «чтобы люди помыли и вытерли руки» — таков был обычай. Каждому в рот хозяин вкладывал по большому кругу казы (казы — колбаса, приготовленная из цельной полосы конского сала и мяса), — у башкир это считалось выражением высокого уважения к гостям.

 

Обычаи башкирского народа и особенности его жизни раскрываются в названиях предметов, которые помогают героям. Это и волшебный сундук: откроешь — бесчисленные войска выходят. Гребенка: бросишь назад — дремучий лес вырастает. Зеркальце: бросишь — озеро безбрежное и бездонное образуется. Кошма (покрывало) — самолет. Медная уздечка: звякнешь — чудесный конь появляется. Это и чекмень: наденешь — стрелы не ранят.

 

В сказках отражается обычай башкир обращаться к близким людям не только по имени, но и по-родственному: агай, апай (старший брат, сестра), иняй (почтительное обращение к старухе, бабушке), хылыу — сестричка-красавица, (обращение к девушке). Встречаем мы в сказках и курай — музыкальный инструмент.

 

В сказках ценится юмор, находчивость, остроумие героев. Ехал царь со своим сыном Абдулом и говорит ему: «Скучно что-то стало. Сделай дорогу короче». Сын сошел с коня и стал копать дорогу. Над ним посмеялись и дали срок до утра. Вот чему научила его жена Магфура: «Завтра ты скажи отцу так: чтобы укоротить скучную дорогу, надо со своим спутником вести разговоры. Если спутник ученый человек, надо рассказать ему, какие есть города в государстве, какие были сражения и какие полководцы в них отличились. А если спутник простой человек, то надо ему рассказывать о разных ремеслах, об искусных мастерах. Тогда всякому дальняя дорога будет казаться короткой».

 

Много у башкир сказок о животных. Вот сказка «Добром за добро»: «Попросила змея вытащить ее из-под большого камня. «Я освобожу тебя, а ты меня ужалишь», — сказал дровосек. «Нет, не только тебя, но никого из рода людского не трону», — умоляет змея. А когда ее вытащил человек, она обвила ему шею и говорит: «На добро злом отвечают!». Но вот встретили они лису. Выслушав человека, лиса сказала змее: «Коль не знаешь, что на добро отвечают добром — лежи здесь, пока не сдохнешь и не высохнешь». Лиса помогла человеку, и хвост ее стал пышным.

 

Прочитав много сказок, русских, татарских, башкирских, я понял, что в них отражена жизнь народа, его национальные особенности, традиции. Но в то же время сказки разных народов очень похожи. Наверное, потому, что люди независимо от национальности стремятся к добру, милосердию, любви. Когда я писал свое эссе, я понял, что мой народ — это и русские, и татары, и башкиры. Мой народ — это все человечество.

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка«Пепелюга» (Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians,Pepelyuga):

Корова помогает Марре (сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та,предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.

Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.

 

  1. Игра – викторина

За каждый верный ответ – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов

 

60 карточек

30 вопросов:

 

  1. С какого века известно слово сказка?
    2. От какого слова происходят слова байка и басень?
  2. На какие три вида делятся народные сказки?
    4. Что лежит в основе сказок волшебного типа?
    5. Влияла ли форма социальной жизни на сказку?
    6. Чаще всего сказка включала обряд в чистом виде или переосмысляла его?
    7. Был ли обряд закапывать кости?
    8. Кто часто дарит помощника главному герою?
    9. С чем была раньше связана Баба-Яга?
    10. Кто имеет образ помощника в христианской церкви?
  3. Что входило в обряд посвящения?
    12. Чаще всего волшебным предметом была вещь полученная от… 13. С чем принято считать связано появление змееборства?
  4. Самые часто встречающиеся способности полученные от змея, это?
  5. Где находится тридесятое царство?
    16. Что появляется в сказке, когда появляется феодальный строй?
  6. Почему в сказках большинство волшебных предметов или помощников имеют золотой окрас?
    18. Почему Яге всегда неприятен запах героя? (Крылатые фразы: «Фу-фу, русским духом пахнет!»)
  7. Происходят – ли какие – то кардинальные изменения в форме борьбы со змеями с приходом классового общества?
    20. Чем вызваны изменения в представление змееборства в сказках?
  8. Когда процесс изменений в змееборстве закончился?
  9. Существовал ли «Змей-Горыныч»/дракон у первобытных народов?
    23. Какие два основных животных можно увидеть в «Змей-Горыныче»/драконе?
    24. Вместе с кем приблизительно одновременно появляется «Змей-Горыныч»/дракон?
    25. Что пытались отобразить с помощью многоногости, многокрылости, многоголовости и тд?
    26. Отражает-ли сказка почти все этапы развития змееборства?
    27. Какие три типа Яги существуют в сказке?
    28. Почему нельзя просто войти в избушку на курьих ножках, а надо с помощью заклинания повернуть к себе передом?
    29. Кем является Баба-Яга?
    30. Был ли обряд кидать серые камешки в воду в начале весны для плодородного года?

 

  1. Итоговая часть.

Результаты игры. Подведение итогов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Что производят коровы? (пишите маленькими буквами)

Яндекс.Метрика